В 1718 г., виленский каноник Жебровский выступил с длинной речью против диссидентов, т. е. православных. Он доказывал, что все бедствия, переживаемые Польшею, есть наказание Божие за потворство схизматикам, которых необходимо истребить, чтобы снискать благословение Божие. Затем первому из иезуитов был представлен на обсуждение сейма проект искоренения православных в Речи Посполитой. Проект требовал ни в коем случае не допускать православных к должностям, которые могут доставлять почесть и богатство, не давать им образования, сравнять их с холопами, насмехаться над ними, при всяком случае выставлять свое превосходство, лишить православное духовенство средств к жизни и т. д.
Настоятель Тадулинского монастыря Симплициян Франковский рассказывал, что в прежнее время списки проекта находились почти у каждого настоятеля монастыря и тщательно сохранялись в настоятельской келлии между самыми важными и секретными бумагами.
Документ носит откровенно агрессивный, порой цинично жестокий характер, оскорбляющий достоинство и унижающий человека на основании его национальной принадлежности и вероисповедания.
Приведу только один отрывок из этого Проекта:
Но поелику народ Украинский, Подольский и Волынский, держась своего вероисповедания, готов произвесть мятеж, то в таком случае, ежели трудно будет предавать смерти, или, по малочисленности Польских войск, удержать мятежников, Республика не должна жалеть о том пожертвовании, если всех таковых ревнителей отдаст в услуги Татарам. Они скоро приберут их в свои руки, а оставшийся после них край заселить народом Польским и Мазовецким. Не подумайте, чтобы Россия вступилась за Русских, когда они уже сделаются Униятами; ибо надобно знать, что Униятов более, нежели нас, ненавидят Русские, и желали бы видеть их, за отступление от раскола (schyzma), в крайнем несчастии. Впрочем, хотя бы и расположена была к Униятам Россия, все мы можем сделать ее для них такою, какою захотим.
Поступая таким образом, мы, без всякого сомнения, достигнем, со временем, того, что народ Польского Королевства утвердится во взаимной любви, согласии и единении; что Польша соделается предметом всеобщего уважения, взойдет на высочайшую степень могущества, и заставит трепетать пред собою все прочие народы; что религия Римско- Католическая распространится более нежели на 160 квадратных миль; словом, что все мы сохраним целость и безопасность своего отечества и пребудем в силе.
Здесь под конец заметим, что так как Русь, будучи оставлена при своем вероисповедании, может угрожать нападением Польше, отделится ли она от Московского раскола, или присоединится опять к оному, то, обратив ее к Римской Церкви, мы прежде всего отнимем надежду у простого народа к восстановлению оной, и потом, тесно соединив оную с собою, соделаем ее для России неприязненною, в чем да по может нам Бог! Аминь.
Полностью прочитать антирусский проект можно здесь: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Polen/XVIII/1780-1800/Unictozenie_russ_very/text.phtml?id=10902
Journal information