
Вот как описывает Гизеля украинская Википедия:


Но и создатели списка «100 великих украинцев» и, по совместительству, мифологи альтернативной украинской истории не отстают.

Взято отсюда.
Ну что ж, выглядит действительно, как великий украинец. Тут тебе и «украинский православный», и боролся за «незалежность украинской церкви», и за простых украинцев боролся, да еще и написал «первый учебник истории Украины»! Слава Украине, Гизелю слава?
А как же было на самом деле?
Инноке́нтий Ги́зель (нем. Innozenz Giesel) действительно был архимандритом Киево-Печерской лавры и ректором Киево-Братской коллегии во времена Богдана Хмельницкого и присоединения Малой Руси к Великой. И, действительно, наиболее известен нам как создатель «Киевского синопсиса». И хотя неизвестно являлся ли он автором или соавтором Синопсиса, но то, что книга была выпущена под его патронажем, сомнений не вызывает.
А вот чтобы опровергнуть миф о «первом учебнике Украины» и «украинском народе», за который, якобы, так переживал Гизель, достаточно просто посмотреть на сам «Киевский Синопсис» или как он назывался «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа».

Да-да, нет в книге Гизеля украинцев и Украины, зато есть русские и даже россияне.
«О НАРОДЕ РУСКОМ, ИЛИ СВОЙСТВЕННЕЕ РОССИЙСКОМ и о наречии, или названии его»
Именно так называется одна из глав в этом «первом учебнике истории Украины».
«PУССКИИ ИЛИ ПАЧЕ Российскии народы тыижде суть Славяне. Единаго бо естества, отца своего Афета, и тогожде языка. Ибо яко Славяне от славных делес своих искони Славенское имя себе приобретоша, тако по времени от россеяния по многим странам племени своего, РОССЕЯНЫ, а потом РОССЫ прозвашася. Неции близ мимошеших времен скадоваху Россов от городка Русы, недалече Великаго Новгорода лежаща; иныи от реки Роси; друзии от русых волосов, с яковыми и ныне везде много суть Руси.»
В Синопсисе нет разделения на украинцев, москалей, финно-угро-монголов и т.д. Православный народ населяющий Русь у него «РОССЫ», «РОССИЯНЕ», «НАРОД РУССКИЙ», а сама Русь есть РОССИЯ.
И Киев – Россия.
«БОГОСПАСАЕМЫЙ ПРЕСЛАВНЫЙ и первоначальный всея России Царственный град Киев»
И Новгород – Россия.
«ЕЩЕ О РУСИ или РОССИЯНЕХ в полунощных странах, и о великом НОВГОРОДЕ.»
И Москва – Россия.
«И тако от Мосоха, праотца Славеноросскийскаго, по наследию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышереченная произыде, аще в неких странах мало что в словесех и применися, обаче единым Славенским языком глаголют.»
А царь московский:
«великий Государь наш Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец»
А вот из главы с названием «О НАРЕЧИИ МОСКВЫ народа и Царственнаго града.»
«И тако величеством славы Престола Княжения от Владимира града пренесеннаго, Богоспасаемый град Москва прославися, и прародительное в нем имя Мосоха в народе Российском обновися, еже неувядаемою в веки памятию цветущи, изряднееже благодатию Божиею от силы в силу и от славы в славу преспевая, на высочайший степень самодержавнаго Царствия востече и благочестием, силою и мужеством православных Царей, найпаче великими чудесы Святых Российских Московских Чудотворцев, на высоту добродетелей возвысившися, яко солнце по Вселенней просветися, и паче иных сияет.»
Неплохо о Москве, да?
А вот об Украине и украинцах, увы, в Синопсисе ничего нет.
Вот и объясните мне, как так получилось, что человек, никогда не называвший себя украинцем, всегда выступавший за единство всего РОССИЙСКОГО православного народа во главе с престолом московским, т.е. по современным меркам антиукраинский сепаратист, стал вдруг ВЕЛИКИМ УКРАИНЦЕМ?
А почитать Синопсис Гизеля можно здесь.
Антиукраинские взгляды «великого украинца» Иннокенти
Антиукраинские взгляды «великого украинца» Иннокенти