Для начала, вот что, собственно, являлось Малороссией для Шафонского.

Как вы видите, ни Харьковщина, ни Новороссия не являлись Малороссией. Достаточно куцый обрезок нынешней Украины. Таким бы он и остался без русских территориальных подарков. Про то, что является, конкретно, Украиной, у Шафонского написано следующее:

Описание жителей Малороссии:

Малороссийский народ нетрезв? Вот те на! А как же свидомая легенда о пьющих русских? Вообще, Шафонский рушит еще одну свидомую легенду о каком-то особом исконном трудолюбии


Повторюсь, что Афанасий Филимонович поездил по Великороссии и имел возможность сравнить, где и как живет и трудится простой народ.

Язык малороссийский, по Шафонскому, тот же русский со своими местными наречиями и особенностями. Да и как иначе, если, в его представлении, малороссы – те же русские.

Различия в языке, кроме собственно обычных территориальных, Афанасий Филимонович объясняет просто.


Думаю, что Шафонский, как человек поживший в Европе и знавший несколько языков и историю, имеет полное право на такое обоснованное суждение. Также он замечал и татарское влияние на малороссийский язык.

Как же выглядели и одевались малороссы? Непосредственный взгляд самого малоросса.


Польско-кавказский микс выходит, да еще и с чухонским привкусом. Хотя и исконно русское осталось. Вы когда-нибудь слышали про украинские кокошники?

К запорожским казакам Шафонский относился обоснованно негативно.


Также Шафонский придерживался общепринятой на тот момент хазарской версии происхождения украинского казачества, замечая схожесть казаков, да и вообще малороссов, с кавказскими черкесами.

Вот, в общем-то и все. Желающие могут почитать Афанасия Филимонововича самостоятельно. Очень добротный качественный материал, представляющий реальный взгляд современника изнутри. Современным свидомым историкам стоило бы поучиться, как непредвзято писать исторические труды, почаще озираясь на реальность и умеривая свои патриотические желания.
В целом, Малороссия в описании Шафонского предстает именно окраиной всех окрестных стран и регионов, этакой русско-польско-татаро-кавказской смесью, мешаниной всех без исключения соседних культур и народов. Это и неудивительно, если принимать во внимание историю этих земель. А вот сколько там осталось именно русского, родом из Руси киевского периода, большой-большой вопрос. Где все эти исконные стопроцентные славяне-русичи? Вопрос риторический.
Journal information