amp_amp (amp_amp) wrote,
amp_amp
amp_amp

Ледовое побоище (1242) в русских и иностранных летописях


В.А. Серов. Ледовое побоище.

Новгородская первая летопись

В лѣто 6749 [1241]. Прииде князь Александръ в Новъгородъ, и ради быша новгородци. Того же лѣта поиде князь Александръ на Нѣмци на город на Копорью, с новгородци, и с ладожаны, и с Корѣлою, и съ Ижеряны, и взя город, а Нѣмцѣ приведе в город, а иных пусти по своеи воли; а Вожанъ и Чюдь перевѣтниковъ извѣша.

В лѣто 6750 [1242]. Поиде князь Александръ с новгородци и с братомъ Андрѣемъ и с низовци на Чюдскую землю на Нѣмци в зимѣ, в силѣ велицѣ, да не похвалятся, ркуще: «укоримъ словеньскыи языкъ ниже себе»; уже бо бяше Пьсковъ взят, и тиюнѣ их посаженѣ. И князь Александръ зая вси пути до Плескова; и изгони князь Пьсковъ, и изима Нѣмци и Чюдь, и, сковавъ, поточи в Новъгород, асамъ поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в зажитья; а Домашь Твердислалиць и Кербетъ быша в розгонѣ, и убиша ту Домаша, брата посадница, мужа честна, и иных с нимь избиша, а иных руками изимаша, а инѣи къ князю прибѣгоша в полкъ. Князь же въспятися на озеро; Нѣмци же и Чюдь поидоша по нѣх. Узрѣвь же князь Александръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомъ озерѣ, на Узменѣ.у Воронья камени; и наступиша озеро Чюдское: бяше бо обоих множество много. Бяше бо ув Олександра князя множество храбрых; якоже древле у Давыда цесаря силни крѣпци, такоже мужи Александрови исполнишася духа ратна, и бяху бо сердца имъ акы лвомъ; и ркоша: «о, княже нашь честныи и драгыи, нынѣ приспѣ время положити главы своя за тя». Князь же Александръ, въздѣвъ руцѣ на небо, и рече: «суди, боже, и расуди прю мою от языка велерѣчьна. Помози ми, господи, якоже древле Моисиеви на Амалика и прадѣду моему Ярославу на оканьнаго Святополка». Бѣ бо тогда день суботныи, въсходящю солнцю; и наихаша полкъ Нѣмци и Чюдь, и прошибошася свиньею сквозѣ полкъ, и бысть ту сѣча велика Нѣмцом и Чюдѣ, трускъ от копии ломлениа и звукъ от мечнаго сѣчениа, яко и морю померзъшю двигнутися и не бѣ видѣти леду: покрыло все кровию. Се же слышах от самовидца, и рече ми, яко видѣх полкъ божии и на въздусѣ пришедшии на помощь Александровѣ. И побѣди я помощью божиею и святои Софѣи и святую мученику Бориса и Глѣба, еюже ради древле крови прольяша; и Нѣмци ту падоша, а Чюдь даша плещи; и гонящися билѣ на 7 веръстъ по леду до Соболичькаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немѣць 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород. А бися априля въ 5, на память святого мученика Феодула, на похвалу святыя Богородица, в суботу. Здѣ же прослави богъ Александра пред всѣми полкы, яко Исуса Навгина у Ерихона. Они же рекли: «имемъ Александра руками»; и сих дасть ему богъ в руцѣ его, и не обрѣтеся противникъ ему во брани никогда же. Възвративъ же ся Александръ съ славною побѣдою: бяше бо полона множество в полку его, и ведяху их подлѣ конь, иже именуються божии рыторѣ. Яко приближися князъ Александръ къ граду Пьскову, и стрѣтоша его многъ народ, а игумены и попове в ризах такоже срѣтоша съ кресты и пред градом, поюще славу господню князю Александру: «пособивыи господи кроткому Давыду побѣдити иноплеменникы, и вѣрному князю нашему оружьемъ крестънымъ свободити град Пьсковъ от иноязычных рукою Александровою». О невѣгласии пьсковици, аще се забудете до правнучатъ Александровъ, уподобитеся жидомъ, их же препита господь в пустыни крастели печены, и сии 7всѣх забыша бога своего, изведшаго из работы египетскыя. И нача слыти имя Александрово по всѣмВперёдмъ, и до моря Хупожьскаго, и до горъ Аравитьскыхъ, и об онуВперёдморя Вяряжьскаго, и до самого Рима. Того же лѣта прислаша Нѣмци с поклономъ: «безъ князя что есмя зашли Водъ, Лугу, Плесковъ, Лотыголу мечем, того ся всего отступаемъ; а что есмя изъималѣ мужь ваших, а тыми ся розминимъ. мы ваши мужи пустимъ, а вы наши пустите»; и таль плесковьскую пустиша и умиришася.

Ссылка

Симеоновская летопись
(расширение по клику)




СТАРШАЯ ЛИВОНСКАЯ РИФМОВАННАЯ ХРОНИКА
AELTERE LIVLAENDISCHE REIMCHRONIK

Стихи 2065-2294

2065 Прервем теперь это повествование
        и поговорим опять [о том],
        как дела Тевтонского ордена
        первоначально шли в Ливонии
        Дерптский епископ Герман
2070 в это время начал
        враждовать с русскими.
        Те хотели подняться
        против христианства, как прежде.
        Их кощунство принесло им много горя.
2075 Они причинили ему достаточно зла.
        Долго он это терпел,
        пока не попросил помощи у братьев-рыцарей.
        Магистр прибыл к нему немедленно
        и привел к нему много отважных героев,
2080 смелых и отменных.
        Мужи короля прибыли туда
        со значительным отрядом;
        Епископ Герман возрадовался этому.
        С этим войском они двинулись тогда
2085 радостно на Русь.
        Их дела пошли там очень хорошо
        Там они подошли к замку,
        в замке не возрадовались их приходу.
        Пошли на них [русских] приступом,
2090 захватили у них замок.
        Этот замок назывался Изборск.
        Ни одному русскому не дали
        [уйти] невредимым.
        Кто защищался,
2095 тот был взят в плен или убит.
        Слышны были крики и причитания
        в той земле повсюду
        начался великий плач.
        Жители Пскова тогда
2100 не возрадовались этому известию.
        Так называется город,
        который расположен на Руси.
        Там люди очень крутого нрава,
        они были соседями этого [захваченного замка Изборска].
2105 Они не медлили,
        они собрались в поход
        и грозно поскакали туда,
        многие были в блестящей броне;
        их шлемы сияли, как стекло.
2110 С ними было много стрелков.
        Они встретили войско братьев-рыцарей;
        те оказали им сопротивление,
        Братья-рыцари и мужи короля
        смело атаковали русских.
2115 Епископ Герман там был
        как герой со своим отрядом
        Начался жестокий бой:
        немцы наносили глубокие раны,
        русские терпели большой урон:
2120 их было убито восемьсот [человек],
        они пали на поле брани.
        Под Изборском они потерпели поражение
         Остальные тогда обратились в бегство,
        их беспорядочно преследовали
2125 по пятам по направлению к их дому.
        Русские сильно понукали своих коней
        плетьми и шпорами;
        они думали, что все погибли:
        путь им казался очень долгим.
2130 Лес звенел от горестных криков.
        Они все спешили только домой;
        войско братьев-рыцарей следовало за ними.
        Великой называется река:
        за ними на другой берег
2135 переправились братья-рыцари с большой силой;
        они вели за собой многих смелых воинов.
        Псковичи тогда
        не были рады гостям.
        Братья-рыцари разбили свои палатки
2140 перед Псковом на красивом поле.
        Епископ и мужи короля также
        очень удобно расположились лагерем.
        Многие рыцари и слуги
        хорошо заслужили здесь свое право на лен.
2145 По войску дали приказ
        готовиться к бою,
        и при этом дали понять [участникам похода],
        что пойдут также на приступ.
        Русские заметили то,
2150 что многие отряды намереваются штурмовать
        как замок, так и посад.
        Русские изнемогли от боя
        под Изборском:
        они сдались ордену,
2155 так как опасались [большего] несчастья.
        Тогда повели переговоры о мире.
        Мир был заключен тогда
        с русскими на таких условиях,
        что Герпольт, который был их князем,
2160 по своей доброй воле оставил
        замки и хорошие земли
        в руках братьев-тевтонцев,
        чтобы ими управлял магистр.
        Тогда штурм [Пскова] не состоялся.
2165 После того как произошло это примирение,
        долго не ждали,
        войско тогда собралось в обратный путь.
        Все они были преисполнены божьей благодати
        и восхваляли бога:
2170 они были ему благодарны за очень многое.
        Когда войско стало готово для обратного похода,
        оно радостно ушло оттуда.
        Там оставили двух братьев-рыцарей,
        которым поручили охранять землю,
2175 и небольшой отряд немцев.
        Это обернулось позже им во вред:
        их господство длилось недолго.
        На Руси есть город,
        он называется Новгород.
2180 До [новгородского] князя дошло это известие,
        он собрался со многими отрядами
        против Пскова, это истина.
        Туда он прибыл с большой силой;
        он привел много русских,
2185 чтобы освободить псковичей.
        Этому они от всего сердца обрадовались.
        Когда он увидел немцев,
        он после этого долго не медлил,
        он изгнал обоих братьев-рыцарей,
2190 положив конец их фогтству,
        и все их слуги были прогнаны.
        Никого из немцев там не осталось:
        русским оставили они землю.
        Так шли дела братьев-рыцарей:
2195 если бы Псков был тогда убережен,
        то это приносило бы сейчас пользу христианству
        до самого конца света.
        Это — неудача.
        Кто покорил хорошие земли
2200 и их плохо занял военной силой,
        тот заплачет, когда он будет иметь убыток,
        когда он, очень вероятно, потерпит неудачу.
        Новгородский князь опять ушел в свою землю.
        После этого недолго было спокойно.
2205 Есть город большой и широкий,
        который также расположен на Руси:
        он называется Суздаль.
        Александром звали того,
        кто в то время был его князем:
2210 он приказал своему войску готовиться к походу.
        Русским были обидны их неудачи;
        быстро они приготовились.
        Тогда выступил князь Александр
        и с ним многие другие
2215 русские из Суздаля.
        Они имели бесчисленное количество луков,
        очень много красивейших доспехов.
        Их знамена были богаты,
        их шлемы излучали свет.
2220 Так направились они в землю братьев-рыцарей,
        сильные войском.
        Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись,
        оказали им сопротивление;
        но их [рыцарей] было немного.
2225 В Дерпте узнали,
        что пришел князь Александр
        с войском в землю братьев-рыцарей,
        чиня грабежи и пожары.
        Епископ не оставил это без внимания,
2230 быстро он велел мужам епископства
        поспешить в войско братьев-рыцарей
        для борьбы против русских.
        Что он приказал, то и произошло.
        Они после этого долго не медлили,
2235 они присоединились к силам братьев-рыцарей.
        Они привели слишком мало народа,
        войско братьев-рыцарей было также слишком
        маленьким.
        Однако они пришли к единому мнению
        атаковать русских.
2240 Немцы начали с ними бой.
        Русские имели много стрелков,
        которые мужественно приняли первый натиск,
        [находясь] перед дружиной князя.
        Видно было, как отряд братьев-рыцарей
2245 одолел стрелков;
        там был слышен звон мечей,
        и видно было, как рассекались шлемы.
        С обеих сторон убитые
        падали на траву.
2250 Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,
        были окружены.
        Русские имели такую рать,
        что каждого немца атаковало,
        пожалуй, шестьдесят человек.
2255 Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,
        но их там одолели.
        Часть дерптцев вышла
        из боя, это было их спасением,
        они вынужденно отступили.
2260 Там было убито двадцать братьев-рыцарей,
        а шесть было взято в плен.
        Таков был ход боя.
        Князь Александр был рад,
        что он одержал победу.
2265 Он возвратился в свои земли.
        Однако эта победа ему стоила
        многих храбрых мужей,
        которым больше никогда не идти в поход.
        Что касается братьев-рыцарей, которые
        в этом бою были
2270 убиты, о чем я только что читал,
        то они позже должным образом оплакивались
        со многими бесстрашными героями,
        которые по призыву бога
        посвятили себя жизни среди братьев-тевтонцев;
2275 очень многие из них с тех пор
        были убиты на службе богу.
        Они также вооруженной рукой
        с тех пор покорили хорошие земли,
        как вам дальше станет известно.
2280 На этом кончается это повествование.
        Магистр Герман Балк
        вел войну
        с русскими и язычниками.
        Он должен был от них обоих
2285 обороняться в большой войне
        и помог [этим] разорению божьих врагов.
        Епископ и мужи короля [его поддерживали],
        всё, что он с ними предпринимал,
        делалось единодушно,
2290 как это видно по самим делам.
       Эта книга истинно нам говорит,
        что продолжалось пять с половиной лет
        правление магистра Германа Балка,
        после чего он умер.






Ссылка

Лицевой летописный свод












По клику расширение



Tags: 13 век, Русь, война, история, летопись
Subscribe

promo amp_amp june 22, 2016 07:02 206
Buy for 20 tokens
Очередная попытка понять особую форму логики свидомо настроенных украинцев, т.е. укрологики, которая, как известно, с общечеловеческой логикой слабо соотносится. Предыдущие попытки были здесь и здесь. Вопрос – откуда взялось такое количество украинцев в русской Малороссии, если до…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments