?

Log in

No account? Create an account

NEVER FORGET

не знаешь, что сказать, говори правду

Previous Entry Share Flag Next Entry
Закрепощение Малороссии в архивных документах 17-18 веков
amp_amp
Пока писал этот пост, вдруг чётко осознал, почему и за что украинцы постоянно клянут москалей. Но об этом в конце - для тех, кто осилит скучный, но правдивый текст.



Вкратце о закрепощении «свободных украинских казаков». Свидомые привычно плачутся, обвиняя клятых москалей в закрепощении своих предков, украинских казаков. Мол, еще Петр I уничтожал бедных украинцев, попутно украв название Россия у Украины, а Екатерина II вообще окончательно поработила «свободных казаков» своим специальным указом. Тьма векового рабства опустилась на украинские земли, только горестные стоны, да звон цепей носились над свободными доселе казачьими прериями.

Но, во-первых, большинство населения Малороссии 17-18 веков, как всегда и везде, составляли обычные посполитые крестьяне, а не казаки. Даже во время Хмельничины, когда тысячи вчерашних крестьян «оказачивались», казачество не было большинством. Позднее, после присоединения к России, большая часть этих оказаченных была расказачена. Причём, произошло это по многочисленным просьбам самих же казаков, которые не считали мужицкую чернь ровней себе. Так что казаков, тех которые остались в наличии, никто никогда не закрепощал. Ну а тех, кого закрепостили, по факту казаками уже не являлись.

А во-вторых, крепостничество на русских землях Польши и ВКЛ появилось раньше, чем на землях независимой Руси. Польский Пётрковский статут 1496 года и Литовский Статут 1588 года, окончательно закрепостившие предков современных украинцев, появились намного раньше, чем аналогичное по сути Соборное Уложение 1649 года в России. И ведь именно Статут ВКЛ 1588 года был одним из источников, с которого писалось Соборное Уложение, окончательно закрепостившее русских крестьян. Можно сказать, что крепостничество пришло в Россию не откуда нибудь, а именно с Европы. К тому же не стоит забывать о том, что именно Статус ВКЛ был и оставался главным источником украинского права на Гетманщине, вошедшей в состав России. А уж на правобережной Украине, оставшейся под Польшей, крепостничество никуда не исчезало вплоть до его отмены в 1861-м году.

А в-третьих, на левобережной Малороссии тоже всё было не так, как считают свидомые хомяки. Хотя бы потому, что самые главные и основные виновники закрепощения малороссийских крестьян были нынешние герои украинцев, т.е. сами казаки. Ну, или точнее, казацкая старшина, которая заняла после Хмельничины место бежавших польских панов. Да-да, именно украинские герои закрепостили мужичков-малороссов и множество мелких рядовых казаков еще до принятия Указа Екатерины II от 1783 года. Этот указ и принят-то был по многочисленным просьбам малороссийской казацкой старшины, но клянут свидомые почему-то именно москалей и Екатерину. Русофобия же.

Тем, кто интересуется этой темой, я бы порекомендовал почитать не свидомо-либеральные фантазии, наполненные плачем и скрежетом зубовным, а книги настоящих историков, основывавших свои труды не на сказках, а на реальных исторических документах, которых осталось множество. Например, Лазаревского А. М. «Малороссийские посполитые крестьяне. (1648-1783)» - историко-юридический очерк по архивным источникам. - Чернигов, 1866. А также, Мякотина В.А. «Очерки Социальной Истории Украины в XVII—XVIII вв». Прага, 1924—1926. III выпуска. Ссылки на эти книги в конце поста.

Также можете почитать «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией» в 15-ти томах. Там собрано множество действительно реальных документов, отражающих жизнь в Малороссии той эпохи.

Я же лишь выложу здесь некоторые документы по теме, которые я счёл достаточно интересными и показательными. Но, как я и сказал, подобных документов, противоречащих свидомой идеологии, осталось множество. Большие куски убираю под спойлер, небольшие показываю.

И самый первый документ, это Просительные статьи о правах малороссийского народа, поданные представителями Хмельницкого в 1654-м году во время присоединения к России. Сами почитайте и оцените, о каких правах и для кого пеклись казаки.


[Просительные статьи...]






Я же нашёл только одно упоминание о правах крестьян. Вот оно.



Как вы видите, шляхетству шляхетское, казакам вольности казачьи, а мужикам-малороссам «должность обыклую как и прежде». Не собирались казачки ровнять себя с чернью посполитой. Изначально не собирались.

Более того, те мужички, что принадлежали малороссийскому шляхетству до восстания, так и остались за ними. Не всему шляхетству, конечно же, так повезло, а только тому, которое вовремя примкнуло к Хмельницкому. Таких, на самом деле, было немного, около 200 родов, и позже они почти полностью растворились в казачестве. Но факт остается фактом. Для их крестьян ничего не поменялось. Они остались в собственности шляхетства, как и были при поляках.

Но если крестьян шляхетских было немного, то монастырских крестьян было множество. И для них тоже ничего не поменялось. Они остались крепостными. Запорожские казаки, как истинные защитники православия, не стали посягать на собственность церкви. Монастырских крестьян, как продавали, или дарили вместе с землей, так продолжили. Вот вам, для примера, фрагмент из дарственной Соломеи, шляхетского происхождения, подарившей свои вотчины с крестьянами Киево-Печерской Лавре.




Вот так, 1665 год, до Указа Екатерины ещё 120 лет, а мужички-малороссы отданы в дар вместе с землями. Это не рабство? И на москалей не спишешь, обе стороны чистопородные малороссы и законы «старинные» домоскальские.

Но казацкая старшина тоже не собиралась отставать от шляхетства и церкви. Это хорошо видно по их челобитным русскому царю, которые они начали подавать прямо с 1654 года.




Хорошо видно, что маетности они просят именно «со крестьяны» и «детям его», т.е. навсегда.

Фактически, все эти челобитные и жалованные грамоты середины-конца 17-го века остались лишь бумагой. На тот момент казаки не смогли получить крестьян себе в рабство. Но эти бумаги изготовлялись, так сказать, на будущее. И надо признать, казачки эти оказались дальновидны. В будущем они своё получили. А пока казацкая старшина начала правдами и неправдами подгребать под себя земли, в чём и преуспела. Само собой, крестьяне, жившие на этих землях, обязаны были исполнять «обычное послушание» на своих новых хозяев-казаков, хотя еще и имели право жаловаться или уйти. Вот пример такой жалобы 1667 года на Полтавского полковника.




Уже ко времени гетманства героя Украины Мазепы «обычное послушание» составляло два дня работы в неделю на новых хозяев. И это не считая обязанностей по дорожным работам, обустройству мельниц и т.д. Крестьян, не желавших работать на владельцев и пытавшихся уйти жить в другие места, гетман приказывал «переймать, грабить, забирать, вязаньем мордовать, киями бить, без пощаженья вешать». Самое интересное, что именно Петр I, которого так не любят свидомые, выступал на защиту малороссийского народа от его же зажравшейся казацкой старшины. Он издал Указ запрещавший скупку земли у рядового казачества, чтобы предотвратить обезземеливание казачества. Он же и дал им право жаловаться на расказачивание.

Но казацкая старшина всё равно упорно тянула в свою сторону. И если верить Генеральному следствию о маетностях, проведенному в 1729-1730 гг., то во всей Малороссии на то время оставались свободными лишь немногим более трети крестьянских дворов.

Фрагмент записки Румянцева 1764 года о писании в казачье звание.




Заметьте, что речь идёт уже даже не о крестьянах, а о «порабощенных казаках». А вот, что писал тот же Румянцев о крепостных в 1765-м.



Как мы видим, Румянцев пишет о крепостных крестьянах и казаках (!) за восемнадцать лет до печально известного Указа Екатерины. Так что можно спокойно согласиться с Лазаревским, который считал, что указ Екатерины II от 3 мая 1783 года всего лишь де-юре вводил на Левобережье крепостное право «как бы в силу естественного порядка вещей, находившего свою опору и свое оправдание в существовавшем уже обычном праве». Де-факто, при последнем гетмане Разумовском свободных земель и крестьян в Малороссии уже не оставалось.

И что характерно, главными творцами крепостничества в Малороссии были не москали, а свои же плоть-от-плоти казаки-малороссы. Именно по их многочисленным просьбам Екатерина II прикрепила крестьян-малороссов к земле навечно.

Хоть я уже и не раз выкладывал этот документ, но выложу ещё раз, уж больно он показателен.
«Прошение малороссийского шляхетства и старшинства о восстановлении старинных прав» 1764 года.




[Прошение...]


Ну что тут скажешь? Всё-таки украинцам, как и их доукраинским предкам, очень везёт на свою элиту. Гнусную, жадную и предательскую. Другой у них просто не было и нет. Причём, свидомые привычно клянут вовсе не их, своих реальных угнетателей, а именно русских, которые были единственными, кто действительно имел желание облегчить им жизнь и действительно это делал. Почему так? А я вам скажу. Они, украинцы, всего лишь повторяют слова и жалобы всех своих предыдущих и настоящих хозяев. Всех без исключения. Польских панов, казацкой старшины, кайзеровских и гитлеровских немцев, теперь американцев. Вот им действительно есть на что обижаться. Ведь мы, русские, умудрились обидеть всех хозяев украинцев без исключения. Так что все украинские упрёки, это всего лишь обида холопа за своего пана. И пока украинцы не перестанут быть холопами, им и в голову не придёт сказать спасибо русским за всё, что мы им сделали.

Гм, кто-то ждёт «спасибо» от украинцев в ближайшее время? Я думаю, украинское холопство, это сильно и надолго, всё-таки вековые традиции. Да и нам, русским, пора поумнеть по части помощи таким вот неблагодарным. «Не делай добра, не получишь зла». Очень хорошая пословица для России.

Ссылки по теме:

Лазаревский А. М. «Малороссийские посполитые крестьяне. (1648-1783)»
Мякотин В.А. «Очерки Социальной Истории Украины в XVII—XVIII вв.»
DJVU формат - часть 1, часть 2, часть 3.
«Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» собранные и изданные Археографической комиссией.





promo amp_amp june 22, 2016 07:02 52
Buy for 20 tokens
Очередная попытка понять особую форму логики свидомо настроенных украинцев, т.е. укрологики, которая, как известно, с общечеловеческой логикой слабо соотносится. Предыдущие попытки были здесь и здесь. Вопрос – откуда взялось такое количество украинцев в русской Малороссии, если до…

  • 1
казаки ж бандиты)

Разные были. Были и казаки на службе государству. Польша не смогла превратить свое казачество в помощников, Россия смогла.

ну , так говорить - так все разные были)

Разные, то разные. Польше действительно не смогла повернуть свое казачество в свою пользу, России удалось. Русские казаки, если исключить их поганое участие в смуте начала 17-го века, сделали очень много хорошего и героического.

а теперь ходят красивые, с лампасами и жестяными орденами-медалями

Справедливости ради, ходят не они, а их потомки, причем не все, а лишь некоторые.

пусть восторжествует справедливость!)

Эх, бойтесь своих желаний. Мне кажется, что если усердно молить Бога о торжестве справедливости, то он исполнит желание уничтожив весь наш мир. )))

некому будет грустить о случившемся) оставшиеся животные только обрадуются

Выживут прогрессивные тараканы. ))

Интересно, спасибо.

В современных свидомых много непонятного

Например, мне встречался тезис "обычные крестьяне на время войны все как один становились казаками", "сегодня гречкосей - завтра воин". Ну да, казак мог заниматься сельским хозяйством, потом воевать. Однако в масштабах территории подобная всеобщая мобилизация как возможна? Кто кормить-то будет всю ораву воинов? Даже сейчас мобилизационный потенциал государства серьезно отличается от количества взрослого мужского населения. Что уж говорить про 16-17 века с соответствующей логистикой, технологиями и производительностью труда.

Это да. "Сегодня гречкосей - завтра воин" можно легко применить ко всем народам имевшим войну на своей территории. Ополченцы, партизане... Но конечно же глупо считать всех представителей какого-либо народа потомками исключительно партизан.

Здесь сразу несколько моментов

1. Роль и количество участников партизанского движения обычно сильно преувеличиваются.
2. В 19-м и особенно в 20-м веке быть партизаном и наносить урон врагу было проще. Забросить гранату в дом с немцами может 12-летний ребенок, воевать с пикой на коне - нужен как минимум обученный конь (как правило недешевый) и хорошая подготовка.


Поэтому не знаю, как можно всерьез относиться к миллионам воинов-гречкосеев в 16-17-м веках.

Re: Здесь сразу несколько моментов

Миллионы гречкосеев были, миллионов казаков не было.

  • 1