?

Log in

No account? Create an account

NEVER FORGET

не знаешь, что сказать, говори правду

Previous Entry Share Flag Next Entry
Малороссия 1701 года в описании Иоанна Лукьянова: мосты, герои, рыцари
amp_amp
Интернет – великое изобретение. Всё то, что надо было искать по библиотекам (да ещё и не найдешь), сейчас можно достаточно легко найти в недрах всемирной паутины. Древние летописи и исторические документы оцифровываются и выкладываются в виртуальные библиотеки. Всё это позволяет рядовому гражданину лично ознакомиться с первоисточниками. Прикоснуться, так сказать, к старине, почувствовать веяние времени.



Одним из таких исторических памятников является «Хождение в Святую Землю» русского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова. Произведение было создано по следам путешествия русских паломников в Иерусалим 1701-03 гг. Написано живым русским языком в оригинальной авторской манере. Порой просто удивляешься меткости и колоритности описания людей, принадлежащих к самым разным слоям населения и нескольким странам. Читается, как говорится, на одном дыхании. Рекомендую всем интересующимся историей. Я же приведу лишь небольшие характерные отрывки, описывающие Малороссию и её обитателей. Также не удержусь от того, чтобы провести исторические параллели и отметить курьёзы.

В целом Иоанн Лукьянов описывает Малороссию без какого-то нарочитого негатива. Восторгается тем, что ему действительно нравится, осуждает то, что не нравится. Причем, положительное отношение в его описаниях проглядывается значительно чаще, чем отрицательное. По итогу, описание Малороссии можно охарактеризовать, как действительно объективное.

Города малороссийские Иоанну понравились. Он отметил их архитектуру, обилие церквей и монастырей. Правда, хатки-мазанки не упомянул вовсе. Особенно ему приглянулся город Глухов. Он его оценил даже выше Киева.


Город Глуховъ земляной, обруб дубовой, велми крепокъ; а в нем жителей велми богатыхъ много, пановъ. И строение в нем преузорочное, светлицы хорошия; полаты в немъ полковника стародубского Моклошевского зѣло хороши; ратуша зѣло хороша, и рядов много; церквей каменныхъ много, девичь монастырь предивенъ зѣло, соборная церковь хороша очень. Зѣло лихоманы хохлы затейливы к хоромному строению! В малороссийских городѣх другова врядъ такова города сыскать, лутче Киева строением и жила.

Город Киев… Характерно, что Иоанн Лукьянов относит Киев к Московскому государству, который, по его мнению, является этаким пограничным форпостом государства.

Градъ Киевъ стоит на Днепре на правой странѣ на высокихъ горахъ зѣло прекрасно. В Московском и Российском государствѣ таковаго града вряд сыскать. Верхней град -- вал земляной, велми крѣпок и высокъ, а по грацкой стене всѣ кораулы стоят крѣпкия, по сту саженъ кораул от кораула. И в день и ночь все полковники ходят тихонко, досматривают, таки ли крепокъ кораулъ. А ночью уснуть не дают, всѣ кораул от кораула кричат и окликаютъ: "Кто идетъ?" Зѣло опасно блюдутъ сей град, да и надобѣ блюсти -- прямой замокъ Московскому государству.

Киев Иоанну понравился обилием церквей и садов. Не понравился обилием грязи.

В Киеве градъ деревянной, и грязно силно бываетъ на Подоле…

Да слава Богу, что ночь была лунна, а то грязь по улицам велика, ѣдва с нуждою проѣхали.

О самих киевлянах отзывается в целом положительно, но отмечает их тягу к пьянству. Не он один, кстати.

В Киевѣ монастырей и около Киева зѣло много, и пустынки есть. Райския мѣста, есть гдѣ погулять! Вездѣ сады и винограды, и по диким лѣсам все сады. Церквей каменныхъ зѣло много; строение узорочное -- тщателныя люди! И много у нихъ чюдотворныхъ иконъ, а писмо, кажется, иное и живописное. Сердечная вѣра у нихъ к Богу велика (кабы к такому усердию и простатѣ правая вѣра -- все бы люди святыя были), и к нищим податливы. Да шинки ихъ велми разорили вконецъ да курвы, и с того у нихъ скаредно силно, и доброй человекъ худымъ будетъ.

… В корчму толко женка одна, и та курва. И мы тутъ съ нуждою великою начевали, всю ночь стереглися, стали к полю, а пьяныя таскаются во всю ночь.

Что ж, с тех пор мало, что поменялось. Усердие как всегда имеется, но новая вера в сказочный Запад губит всё дело. А уж курвы в тех краях никогда не переводились.

Описание быта киевлян…


В Вѣрхнем городѣ живет воевода, и полковники, и стрелецкие полки все, а в Нижнемъ городѣ -- все мещаня, хохлы, все торговыя люди. Тутъ у них и ратуша, и ряды все, и всякия торги. А стрелцам в Нижнем городѣ не даютъ хохлы в лавкахъ сидѣть, толко на себѣ всякия товары вразнос продаютъ. Утре все стрелцы з горы сходятъ на Подол торговать, а в вечер, перед вечернями, так оне на горѣ в Верхнемъ городѣ торгъ между себя. И ряды у нихъ свои, товарно силно сидят. И кружало у нихъ свое, извощики по-московски, мясной рядъ у стрелцовъ великъ за городомъ. В Верхнемъ городѣ снаряду зѣло много и хлѣбного припасу.

Как бы, если и была оккупация злыми москалями, то не шибко сильная. Хохлы вполне ограничивали стрельцов, хотя те были отнюдь не ангелами, а реальной силой.

Встречал Иоанн Лукьянов и малороссийскую интеллектуальную элиту в лице студентов Киево-Могилянской Академии, которой современные украинцы так гордятся.


В Киевѣ школниковъ очинь много, да и воруютъ много -- попущено им от митрополита. Когда имъ кто понадокучит, тогда пришедши ночью да укакошат хозяина, а з двора корову или овцу сволокуть. Нетъ на них суда, скаредно силно оченъ попущено воровать,  пуще московскихъ салдатъ. А вечер пришол, то пошли по избамъ псалмы петь да хлѣба просить. Даютъ им всячиною, хлѣбомъ и денгами.

Тут тоже мало что-то поменялось. Современные «онижедети» тоже то хлеба просят, то кружевных трусов, то укокошить кого-то норовят.

Про строительство мостов в Малороссии…


Через Днепръ четыре моста живыхъ со острова на островъ, мосты велики зѣло, а Днепръ под Киевом островит. А мостовщины берут с воза по два алтына, а с порозжей по пшти денегъ, а с пешего -- по копѣйки. A тѣ мосты дѣлают все миленкия стрелцы. А зборная казна мостовая гдѣ идетъ, Богъ знаетъ. А они, миленкия, зиму и осень по вся годы с лѣсу не сходятъ, все на мосты лѣсъ рубять да брусья готовять, а летом на полковниковъ сѣно косят да кони ихъ пасутъ.

Ну что ж, тут изменения очевидны. Русский Мир уходит с Украины с мостами, фабриками и заводами. Те мосты, что ещё остаются, устают без москальской заботы и падают на головы представителям титульной нации. Увы, «миленьких стрельцов», способных построить мост, больше не предвидится, и скоро всё будет Украина.

Удалось Иоанну Лукьянову пообщаться с представителями украинского шароварного «лыцарства», т.е. с казаками. Первая встреча произвела на него неизгладимое впечатление.


И утре рано пришли под Фастов-городок и стали у вала земляного. А в том городке сам полковникъ Палей сам живет. Преж сего етот городок бывал лятской, а Палей насилием у них отнял да и живет в нем. Городина хорошая, красовито стоит на горе, по виду нѣкрепок, а люди в нем что звери. По земляному валу ворота частыя, а во всяких воротах копаны ямы да соломы наслано. Въ ямах такъ палѣевщина лежат человекъ по 20 и по 30: голы, что бубны, без рубах, наги, страшны зело. А в воротех из сел проехать нелзя ни с чем; все рвут, что сабаки: драва, салому и сено. Харчь в Фастове всякой дешевъ очень, кажетца, дешевле киевскаго, а от Фастова пошло дороже въдвое или втрое.

… А когда мы приехали и стали на площади, -- а того дни у них случилось много свадеб, -- такъ нас оступило, как есть около медведя, все казаки, палеевщина, и свадьбы покинули. А все голудба беспартошная, а на ином и клака руба нетъ. Страшны зело, черны, что арапы, а лихи, что сабаки, -- из рукъ рвут. Они на нас, стоя, дивятца, а мы втрое, что таких уродов и отроду не видали; у нас на Москве и на Петровском кружале не скоро сыщишь такого и одного. В том же городке мы начевали, ночь всю стереглись.

Эх, не выглядели реальные прототипы украинского «лыцарства» так, как их рисует современная украинская историография. Но, к слову сказать, в дальнейшем своём повествовании Лукьянов, вспоминая украинских рыцарей, констатирует, что всё-таки они не такие дикие «бесы», как те, с которыми ему пришлось столкнуться уже в Турции, а особенно в Египте. Всё, как говорится, познается в сравнении.

Ну и ещё один исторический курьез, показывающий, что реальная историческая Малороссия далека от той, какую рисуют себе украинские патриоты в своем воображении. Воспоминание Иоанна Лукьянова об украинском национальном герое Мазепе…


Градъ Батуринъ стоит на рекѣ на Семи на лѣвой сторонѣ на горѣ красовито. Городъ земляной, строение в немъ поплоше Глухова, и светлицы гетманския ряд дѣлу. И город не добрѣ крѣпокъ, да еще сталица гетманская! Толко онъ крѣпок стрелцами московскими, на карауле все они стоят. Тутъ целой полкъ стрелцов живутъ. И гетманъ, онъ ветъ стрелцами-та и крепокъ, а то бы ево хохлы давно уходили, да стрелцовъ боятся; да онъ их и жалуетъ, беспрестани им кормъ, а безъ нихъ пяди не ступитъ.

Забавная коллизия получается. Злые москали защищают национального героя Украины от того, чтобы сама титульная нация своего героя не прибила. Но те времена прошли, как и мосты построенные стрельцами. Теперь украинцы могут смело громить своих национальных героев и предводителей. Чем они, в принципе, и занимаются на потеху всем окружающим.

Вот, в принципе, и всё. А в качестве небольшого бонуса выкладываю гениальное, на мой взгляд, описание морской болезни, за которое я бы присудил Иоанну Лукьянову какую-нибудь литературную премию. Так кратко и так чётко!


И егда выплыхомъ изъ усть Дунай въ море, тогда морский воздухъ зѣло мнѣ тяжекъ сталъ, и въ томъ часѣ занемощевалъ, и сталъ кормъ изъ себя вонъ кидать, сирѣчь блевать. Велия нужда, кто на мори не бывалъ, полътара дни да ночь все блевалъ...

«Хождение в Святую Землю» - произведение реально стоящее. Там есть ещё много интересных описаний: турок, греков, мавров, мальтийских пиратов… Полностью можно прочитать здесь. Не пожалеете.






promo amp_amp june 22, 2016 07:02 52
Buy for 20 tokens
Очередная попытка понять особую форму логики свидомо настроенных украинцев, т.е. укрологики, которая, как известно, с общечеловеческой логикой слабо соотносится. Предыдущие попытки были здесь и здесь. Вопрос – откуда взялось такое количество украинцев в русской Малороссии, если до…

  • 1
Подол (нижний город) - хазарский. От Киева был отделен стеной с воротами - Лядскими, вход на Крещатик, который был оврагом, и Жидовскими, на Львовской площади.

Читал одно исследование про Жидовские ворота. Деталей, правда, не помню. Но хазарский город Самватас достаточно известный факт.

Лядские были на нынешнем Майдане, Жидовские - на нынешней Львовской площади. Но до Подола это далеко, оттуда был отдельный вход.

"Хазарство" это, скорее всего, недоказанная гипотеза Прицака.

от Львовской площади до Подола - две минуты ходьбы, но на Подол не выйдешь, там крутейший склон, который тянется до Владимирского спуска, который сейчас дорога между Крещатиком и Подолом. На этом склоне на Владимирской горке фуникулёр. Дорога на Подол сейчас есть - Андреевский спуск.

Игорь едет по Боричеву
Ко святой Богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! —
Песнь мы спели старым князьям,
Песнь мы спели князьям молодым:
Слава Игорю Святославичу!
Слава буйному туру Всеволоду!
Слава Владимиру Игоревичу!
Здравствуйте, князья и дружина,
Поборая за христиан полки неверные!
Слава князьям, а дружине аминь!

Сейчас Боричев - Андреевский спуск. Богородицы Пирогощей на Подоле храм восстановлен. На Боричеве ворот не было, значит. была стена. Автор и Игорь варяг жили на хазарском Подоле и здесь идти Игорь не мог. Хазар Владимир и мог крестить, но не русский Киев.

От Львовской площади вниз идет Вознесенский спуск - насколько я понимаю, это древний "Копырев конец", где теоретически и должны были жить хазары-кабары, отсюда и "Жидовские ворота". Он все таки не Подол, а несколько выше.

Какой спуск в 12 веке назывался "Боричевым" - сказать трудно, м.б. и нынешний "Боричев", а, м.б., и нынешний "Андреевский", темна вода в облацех, как и с воротами: м.б. они просто не попали в летописи?

Игорь не жил на Подоле, а приехал туда после бегства из плена.

Как уже говорилось, "хазарство" Киева сильно преувеличено О.И.Прицаком в его анализе "Киевского письма". Он и сам по себе очень и очень натянутый, а недавно расовый еврейский историк Цукерман все построения Прицака разбил одним словом "закук", которого в иудейском Х века еще не было. При всем моем уважении к покойному Омеляну Иосифовичу, "не выходит каменный цветок"... Да, тюркские имена киевской еврейской общин, даы, "дань роду их хазаром", возможен и "Кий, отец Ахмада", но все равно - маловато данных.

Edited at 2019-08-07 10:39 am (UTC)

Копырев конец - тема очень интересная, кто там жил во время Ярослава, которого теперь величают мудрым. Дело не в Боричеве спуске, а в том, что идёт Игорь к Богородце Пирогощей. По Бричеву - похоже, мечта, чтобы здесь был вход в Киев. А его не было. От хазар Киев был отгорожен хорошо.

> укакошат
Сейчас это значит насмерть, а тогда?

Я честно говоря не знаю в каком веке "убить" заменило старое "убить до смерти". Но мне по контексту показалось, что Лукьянов использует уже в современном значении. Хотя может и ошибаюсь.

Очень далеко не всё можно найти в интернете.

Не всё, но многое.

Плохая карта,даже при увеличении - невозможно понять в общем - границы этой Малороссии ,хотябы цветом обозначить реки и если есть побережье моря

Она в качестве иллюстрации, не более. Западная граница по Днепру, морей, извините, нет.

Весьма познавательно!

== Преж сего етот городок бывал лятской ==

Лятской - это людской штоль, или ляшский?

Ляшский, однако.

В блоге у Садальского свидомые недоуменья по поводу того,что Киева без России нема, но Россия- не Московия ведь ).

Поэтому и спрашрваю № что тзачем карта если ни чегго не понятно
второе- с западной границей по Днепру - это во все века - Новороссия

а Малороссия - с восточного берега Днепра

вот здесь карты по Договорам - Польши и Хмельницкого от 1649 и 1651
и договора оо вхождения Новороссии в сростав Российской Империи от 1667 т 1678

№ 50 - геометрия по Украине
http://7777p.livejournal.com/19880.html?mode=reply

№ 51 - геометрия по Украине (( часть вторая
http://7777p.livejournal.com/20124.html?mode=reply

Я же сказал, что это иллюстрация и не более. И вполне понятно, что границы р размеры не совпадают с современными.

там не то что размеры ...
- там перепутаны Малороссия(Правобережье)
с Новаросией(Левобероежье)
единственно правильное - граница была по Днепру - от Беларусов и до Османов
а османы были уже за Порогами(которые были на стыке
- османов,
- поляком-малоросов
- донских казаков-новороссов

поэтому там и прятались - беглецы и от османов и ои поляков и от русских
- ибо им было запрещено было донскими казаками - селится в их станицах

отсюда вывод - запорожские казака- это на нарол казачий,а беглые славяне из соседнимх регионов там они были под защитой народа донских казаков

Edited at 2019-07-23 11:52 am (UTC)

Видимо, составители карты 18-го века забыли проконсультироваться с вами и нарисовали, как знали.

посмотри карты по моим ссылкам - они из договоров Хмельницкого с Польшей и из договоров о вступлении Левобережцев с царской России

мне похуй ....это твой блог и тебе краснеть за него

занесу тебя в ЧС- сто бы в ленте не смущал ,,,,

Вольному - воля

Мне должно быть стыдно за то, что кто-то в 18-м веке издал карту, которая противоречит вашим убеждениям? Это забавно... )))

А в ЧС заносите на здоровье, мне это безразлично. Я до вчерашнего дня и не знал о вашем существовании, и уж как-нибудь проживу без вашего внимания оставшуюся жизнь.

Это Восточная Гетманщина, Левобережная.

таки да - ещё её называли - Новоросстия а вместе с тем что позже заьрали у османов - совместно газывали - Большая Новороссия

а Правобережная "Гетманщина" - это и есть Малороссия

Восточная Гетманщина была Новороссией? Гм, это что-то новенькое.

Да, давно читал и наслаждался. Богатейшее чтиво! Искренне писал батюшка - и про то, какие у турок чудесные общественные туалеты, и как бы хорошо их мечети в православные храмы обратить, и про греческих патриархов-взяточников и святокупцев, и про ужасных египетских комаров, и про "лихих собак малтизов" :)

Про греков понравилось. Не полюбил он их что-то. ))

так еретики ж, обливанцы и троеперстники. Из греков его больше всего впечатлили бабы-грузчицы на каком-то острове :)

  • 1