?

Log in

No account? Create an account

NEVER FORGET

не знаешь, что сказать, говори правду

Previous Entry Share Flag Next Entry
Немного фактов для размышления об ордынстве
amp_amp
Члены секты свидетелей Московского Ордынства обычно страдают незнанием некоторых исторических событий и неумением связать их в логическую цепочку. Обучить их элементарной человеческой логике я не в состоянии, но вот подбросить некоторые факты для размышления могу.



Сразу поясню, что предложенную подборку фактов можно продолжать до бесконечности. На эту тему написано множество книг и научных трудов. У меня же такой задачи не стояло. Часть подборки пришлось даже выкинуть, чтобы сократить пост. Оставил лишь то, что мне показалось наиболее важным или интересным. Так что, это просто набор любопытных фактов, знание которых может быть полезным.

Итак, знаете ли вы что:



  • При прохождении Батыевой Орды через русские земли в 1237-1240 гг. было мало полевых сражений. Почти всё героическое сопротивление было связано в основном с обороной городов. При этом все открытые полевые сражения Руси с Ордой произошли в пределах Северо-Восточной Руси. Сражение на реке Воронеже, Рязань, коломенская битва, битва на реке Сить. Собственно, в Юго-Западной Руси произошло лишь одно сражение, которое можно с оговорками считать открытым полевым: осенью 1239-го года Ордой были разбиты войска князя Мстислава Глебовича. Почему с оговорками? Мстислав Глебович был перехвачен Ордой во время своего перехода на помощь Чернигову, т.е. полевое сражение изначально им не планировалось.


  • Существует версия, что подобная пассивность южнорусских князей может быть объяснена тем, что Южная Русь была обескровлена во время тяжкой междоусобицы 1230-х годов. В ходе нее черниговские, смоленские и волынские князья понесли серьезные людские и экономические потери. Князья суздальской ветви, напротив, почти не принимали в усобице участия и сберегли силы, хотя это им и не очень помогло.


  • Очень показательно, что эта междоусобица не прекращалась даже тогда, когда под ударами Орды пала Северо-Восточная Русь, и уже были захвачены Чернигов с Переяславлем. Русские князья продолжали бороться между собой.


  • Сильнейший князь Северо-Восточной Руси Юрий Всеволодович Владимирский пал смертью храбрых в битве на реке Сити. Его слова перед боем: «Брань славна луче есть мира студна». Вся его семья, находившаяся во Владимире, была убита татарами. Сильнейшие князья Южной Руси того времени – Михаил Всеволодович, княживший в Киеве, и Даниил Романович Волынский бежали, не дожидаясь подхода татар.


  • В походе Орды на Европу через юго-западную Русь принимали участие мокшане, возглавляемые мокшанским князем Пурешем. Вполне вероятно, что черноглазая и чернобровая мокша штурмовала и Киев. Интересно, не генетическая ли память заставляет украинцев так неравнодушно относиться именно к мокшанам?


  • Плано Карпини, проезжавший в 1245-м году по Киевской земле, описывал её опустошение: «…осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве».


  • Летописание Северо-Восточной Руси, Новгорода и Пскова 13-14 вв. представлено большим количеством материала. От летописания Южной Руси сохранилась лишь Галицко-Волынская летопись, доведенная только до 1292 г. Былины Киевского цикла сохранились только в Северо-Восточной Руси.


  • После тотального разгрома Руси и похода в Европу хан Батый отдал Киевский стол великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу (1243 г.), а после смерти князя его сыну Александру Ярославичу Невскому (1248 г.). Ни Ярослав, ни Александр в самом Киеве не находились, предпочитая Северо-Восточную Русь.


  • В 1245-м году Даниил Галицкий отправляется к Батыю за ярлыком на Галицко-Волынские земли. Цитата из Ипатьевской летописи: «Во тъ час позван Батыем, избавлен бысть богом злого их бешения и кудешьства; и поклонися по обычаю их и вниде во вежю их. Рекшу ему: «Данило! чему еси давно не пришел, а ныне оже, еси пришел, а то добро же; пьеши ли черное молоко, наше питье, кобылий кумуз?» Оному же рекшу: «Доселе есмь не пил; ныне же ты велишь, пью». Он же рче: «Ты уже нашь же татарин: пий наше питье». Он же испив поклонися, по обычаю их… О злее зла честь татарская! Данилови Романовичю князю бывшу велику, обладавшу Рускою землею, Кыевом и Володимером и Галичем со братом си, инеми странами: ныне седить на колену и холопом называеться, и дани хотять, живота не чаеть и грозы приходять. О злая честь татарьская!»


  • Несмотря на то, что Даниил галицкий пытается найти защиту от Орды в Европе и даже изгоняет ханских баскаков, Галицко-волынская земля попадает в зависимость от Орды точно так же, как и земля Владимиро-Суздальская. Галицко-волынские князья платят дань Орде, ездят туда за ярлыками, а также активно участвуют в операциях Орды против Венгрии, Польши и Литвы.


  • В 1277-78 годах Владимиро-Суздальские князья участвовали в походе Орды на Кавказ и это единственный подобный эпизод. Галицко-Волынские князья, как вассалы Орды, участвуют в ордынских походах на Литву, Польшу, Венгрию с 1258-го года. Наследник Даниила Лев Данилович Галицкий участвует как минимум в 7 ордынских походах. Всё это осложняет отношения с соседями и приводит к разорению собственной территории, через которую постоянно проходят татарские войска.

  • В 1299 г. «митрополитъ Максимъ, не терпя татарьского насилья, оставя митрополью и збѣжа из Киева и весь Киевъ розбѣжался, и митрополитъ иде ко Бряньску и оттоле в Суждальскую землю». Пребывание главы русской церкви в Северо-Восточной Руси ещё больше увеличивало её престиж и являлось одним из факторов, способствовавших тому, что центр объединения Руси сложился именно там, а не на юго-западе.


  • Народные восстания против Орды. 1257 год – восстание в Новгороде и Пскове. В этом же году Орда разбивает восставших ярославцев в бою на Туговой горе. В 1262 году восстают Владимир, Ростов, Суздаль и снова Ярославль. Изгоняются ханские баскаки. 1276 год – ярославцы не пускают в город ханского посла. 1289 год – восстание в Ростове, избиение и изгнание татар. 1293 и 1327 год – восстания в Твери. 1320 год – снова Ростов, изгнание татар. Данных об антиордынских народных выступлениях на землях южной Руси не имеется.


  • Выступления русских против Орды. 1252 – Великий князь Андрей Ярославович. Поражение от Неврюя. 1284 – нападение Свяослава Липовецкого на ордынского баскака Ахмата в Курском княжестве. 1285 - Дмитрий Александрович Переяславский, Даниил Александрович Московский и Михаил Ярославич Тверской прогоняют татарского «царевича». 1300 – князь Даниил Александрович Московский разгромил татарский отряд, выступавший на стороне рязанского князя Константина. 1310 – князь Святослав Глебович Можайский погиб в бою с татарами. 1315 – новгородцы во главе с московским князем Афанасием Даниловичем дали бой татарскому войску. 1342 – рязанский князь Иван Иванович Коротопол вступил в бой с ханским послом. 1358 – великий князь Иван Иванович Московский не пустил в свои владения татарского посла. 1360 – поход новгородских ушкуйников на булгарский город Джукетау. 1365 – разгром рязанскими князьями ордынского темника Тагая. 1366 – поход новгородских ушкуйников на Булгар. 1367 – разгром суздальско-нижегородскими князьями ордынского темника Булат-Темира. 1374 – поход новгородских ушкуйников на Булгар и Сарай. 1377 – поход московско-суздальских войск на Булгар. 1378 – победа на Воже. 1380 – победа на Куликовом поле. 1382 – разгром Владимиром Андреевичем Серпуховским одного из отрядов войска Тохтамыша. 1391 – поход новгородских и устюжских ушкуйников на Булгар. 1394 – разгром татар рязанским войском. 1399 – поход московского войска на Булгар. 1400, 1404, 1410, 1425 – разгром татар рязанскими князьями. 1429 – разгром татар московским войском. 1431 – поход московского войска на Булгар. 1443 – разгром татар московским войском под Рязанью. 1444 – разгром татар московским войском под Муромом. 1450 – разгром татар Большой Орды под Коломной. 1454, 1455, 1459 – разгромы татар хана Сеид-Ахмеда. 1460 – успешная оборона Рязани от татар Большой Орды. 1462 – поход в Казанскую землю. 1469 – победа над Казанским ханством. 1471 – разгром вятчанами ордынской столицы Сарая. 1472 – отражение первого нашествия большеордынского хана Ахмата. 1478 – победа над Казанским ханством.


  • Осенью 1300 года Даниил Александрович Московский отправляется походом на Рязанское княжество и разбивает объединенное татарско-рязанское войско под стенами Переяславля Рязанского. Наступательные действия против князя, пользовавшегося военной поддержкой Орды, на его территории – факт беспрецедентный. В 1302 году Даниил захватывает Переяславское княжество, не имея на это никаких юридических оснований. Великокняжеские наместники изгоняются.


  • Не менее нагло поступает и его сын Юрий Данилович. После смерти в 1304 г. Великого князя Андрея Александровича князь Юрий Московский, не имея на то никаких прав и нарушая традицию, предъявляет претензии на великое княжение. Основание было лишь одно – сила. Дело в том, что в Москву на службу к ещё его отцу Даниилу бежало значительное число служилых людей из других княжеств, включая Киевскую и Черниговскую землю. Бежали эти служилые люди после того, как хан Орды Тохта разгромил их бывшего союзника беклярбека Ногая. Выбора у них особо не было, т.к. все остальные княжества (кроме Москвы и Переяславля) были или перешли на сторону Орды. Факт заключается в том, что Москва начала усиливаться именно, как антиордынский центр, привлекая антиордынские силы со всей Руси.


  • С 1305 по 1317 гг. все активные действия Юрия Московского пресекаются Ордой и другими русскими князьями. Для разбирательства его вызывают в Орду, где он женится на сестре хана Узбека и получает ярлык на великое владимирское княжение. В 1318-м году он становится первым московским князем – главой Северо-Восточной Руси. А уже в 1322-м году он вместо выплаты дани Орде отправляется с собранными деньгами в Новгород, где занимается обороной от шведов. За этот проступок хан Узбек отбирает у него великое княжение и отдает Дмитрию Тверскому. Но Юрий Московский не признает решение Узбека и носит титул Великого князя владимирского вплоть до своей смерти в 1325-м году.


  • В 1323 году прерывается правящая галицко-волынская династия Романовичей. Существует версия, по которой Галицко-Волынским княжеством некоторое время правили два ханских баскака. Согласно хронике Иоанна Витодурана: «…Незадолго до того времени татарский хан поставил русским в качестве князей двух довольно достойных язычников…».


  • Установлено наличие татарского баскака в Киеве в 1331-м году, что указывает на литовско-татарское двоевластие, установленное в Киевском княжестве соглашением между Литвой и Ордой 1324 г. Есть вполне обоснованное предположение, что «Киев в первой половине XIV в. был опорным административным пунктом сбора дани и отправки ее в Орду. При этом под контролем киевского баскака находилась значительная территория, по крайней мере до Чернигова».


  • Включение русских земель в состав ВКЛ происходило на условиях признания над ними ордынского суверенитета. Никакого освобождения от ордынского гнета не было. Также нет никаких свидетельств того, что данное присоединение было добровольным, зато существуют свидетельства, что присоединение носило форму геноцида местного населения. Смоленск: «…посадъ пожже, а людеи много полонивъ, а имение бесщисленое пограби, и тако взя градъ и все Смоленьское княжение за себе». Псков: «…овых изсече, овых поведе во свою землю, а всего полону взя 11 тысящь мужеи и женъ и малых детеи, опроче сеченых; а под городомъ Вороначем наметаша ратницы мертвых детеи две лодии; не бывала такова пакость яко же и Пъсковъ сталъ».


  • Киевский князь Владимир Ольгердович и великий князь литовский, король польский, Ягайло Ольгердович выпускают деньги с ордынской «плетёнкой», что, несомненно, выступало выражением признания верховной власти хана.


  • Ягайло в походе 1380 г. на Куликово поле рассматривается русскими как ордынский вассал. В 1382 г. разгромивший Мамая Тохтамыш уведомляет Ягайло и Дмитрия Донского о своём восшествии и видимо требует покорности. В 1393 г. Тохтамыш отправляет Ягайло ярлык, в котором требует уплаты с них дани за русские земли.


  • После поражения от Тохтамыша в 1382-м году Дмитрий Донской не едет в Орду, несмотря на неоднократные вызовы, и тем не менее получает ярлык на великое княжество владимирское. Дмитрий Донской стал первым русским князем, передавшим великое княжение по наследству своему сыну. И это является крупнейшей политической победой, не уступающей по своему историческому значению Куликовской битве. Владимирское и Московское княжества слились, став основой для дальнейшего объединения русских земель.


  • С 1398 года и до самой смерти хана Тохтамыша его резиденцией был Киев. После его смерти там проживали его дети.

  • Из «Книги Побед» Шереф-Ад-Дина о походе Тимура на правое крыло Джучиевого улуса и область русских в 1395-м году: «Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр)… Дойдя до реки Узи (Днепр), он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся там людей улуса узбекского…». Это про улус Джучи, а далее про область русских: «Повернув от реки Узи (Днепр) Тимур счастливо направился на русских (урус)… Дойдя до Карасу (Елец), одного из городов русских, они разграбили весь город изнутри и снаружи… Тимур двинулся на Москву, которая также один из городов русских…».


  • В XIV—XVI веках на северо-востоке современной Украины (Черниговщина, Сумщина, Полтавщина) существовало княжество Мансура, основанное сыном беклярбека Мамая Мансуром-Киятом. Есть версия, что славяно-тюркское население княжества и стало одним из родоначальников украинского казачества. Знаменитый казак Мамай тоже отсюда родом.


  • Приток татарского населения в Великое княжество Литовское происходил непрерывно в XIV - XVII веках. Литовские татары обладали всеми шляхетскими правами, и им дозволялось в числе прочего владеть рабами из местного христианского населения. Первый Литовский Статус 1529 года гласит: «А челядь, которая дана татаромъ за отца Нашого и продковъ Наших, и за Насъ зъ дворы Нашими, тую челяд они маютъ держати вечне».


  • В 1410 г. в литовских источниках упоминается Урустай Менский – знатный татарин, державший Минск.


  • Кстати, по сообщению Михалона Литвина русские рабы родом с Литвы и Польши на невольничьих рынках Крымской Орды ценились выше московских русских, благодаря своей покладистости. Москвичи же вероломны, хитры и верны лишь своему князю, который «оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом». Чтобы выгоднее продать русского московита, торговцам приходилось выдавать его за украинца королевского рутена.


  • Из письма Менгли-Гирея князю Ивану III 1499 года известно, что при хане Большой Орды Сайид-Ахмаде (т.е. середина XV века) в Киеве была ордынская администрация, а в киевских городах сидели даруги, которые собирали ясак с местного населения. В 1455-м году Сайид-Ахмад опустошил все земли от Подолии до Львова. К слову, в те же времена войска Сайид-Ахмада неоднократно совершали набеги на Московское княжество. В 1451-м году они дошли до стен московского Кремля, но были отбиты. А в 1449-м, 1450-м, 1455-м Орда Сайид-Ахмада была разбита московскими войсками. Последний его набег в 1459-м закончился стоянием на Оке. Русская рать князя Ивана не позволила Орде переправиться.


  • В 1461 году король Казимир обратился к Хаджи-Гирею за ярлыком на некоторые русские земли, включая Великий Новгород. Запрошенный ярлык был им получен. В 1472 г. Казимир снова получил ярлык уже от Менгли-Гирея. И снова в нем указывается Великий Новгород, как земля «пожалованная» ханом Казимиру. Но в 1478-м году московский князь Иван III Васильевич прекращает ордынско-литовские притязания, присоединяя Новгород к Москве.


  • В XIV – XVI вв. литовские великие князья и короли Польши, правившие землями Юго-западной Руси, выплачивали Орде дань и получали от нее ярлыки на эти земли и выплачивали дань. Порядка двадцати подобных ярлыков сохранилось или упоминается в исторических источниках. Например, ярлык Абдуллы (Мамая) Ольгерду (1362), ярлык Тохтамыша Ягайле (1392 - 1393), ярлык Тохтамыша Витовту (1397 - 1398), ярлык Хаджи-Гирея Витовту, ярлык Улуг-Мухаммеда Свидригайле (1431), ярлык Хаджи-Гирея Сигизмунду Кейстутьевичу, ярлык Хаджи-Гирея Казимиру (1461), ярлык Нур-Девлета Казимиру (1466), ярлык Менгли-Гирея Казимиру (1472), ярлык Менгли-Гирея Сигизмунду I (1507), ярлыки Менгли-Гирея Сигизмунду I (1514), ярлык Мухаммед-Гирея Сигизмунду I (1520), ярлык Сагип-Гирея Сигизмунду I (1535), ярлык Сагип-Гирея Сигизмунду I (1540) и ярлык Девлет-Гирея Сигизмунду II (1560).


  • Московский князь Василий II получил последний ярлык в 1432 году.


  • Самуил Зборовский, гетман войска запорожского (1581-84), назвался сыном крымского хана Мехмеда II Герая. Надеялся при его помощи овладеть Валахией.


  • Из мирного договора Ахмеда I с Речью Посполитой 1607-го года: «До тех пор, пока король платит его высочеству татарскому хану то, что положено по традиции…» По подсчетам польского историка Збигнева Войцика, в 1654 - 1658 годах Крымской Орде была выплачена дань на сумму 706 тысяч золотых. С 1663 г. выплаты составляли около 58 770 золотых в год. Всего за 1654 - 1672 гг. дань Речи Посполитой Орде составила 2 530 000 золотых.


  • По Карловицкому мирному договору 1699 г. Речь Посполитая прекратила платить поминки Крымской Орде. Россия прекратила выплату поминок в 1700 году после подписания Константинопольского мирного договора. В 1708-м году гетман Мазепа пытался втянуть Крым в войну с Россией, обещая выплату упраздненных «поминок», но не срослось.


  • Жолковский-Глух писал канцлеру коронному из Львова в 1648-м году о допросе пленных татар: «…когда казаки прощались с татарами и обещали платить им ежегодно дань, а татары дожны приходить по уведомлению со всей Ордой». Яскульский, слуга Потоцкого, посланный им для реляции королю, рассказывал: «Орда расположилась у Белой Церкви. С одной стороны татары, с другой – казаки… Тогай-Бей хвалился перед своим знаменитым пленником, что теперь они заключили договор с казаками на сто лет». На рынках Белой Церкви забираемые в ордынский ясырь люди настолько издешевели, что за одного коня татарин давал шляхтича или несколько местных мужиков.


  • Львовский поэт армянин Зиморович, переживший осаду Львова татарско-казацкой Ордой, вспоминал, как козаки прикидывались татарами, грабя, пытая и убивая людей в православных храмах.


  • Украинские казаки времен польско-казацких войн всем своим значимым победам обязаны именно Крымской Орде. По  Адама Киселя только Орда не давала королевским войскам взять верх над казаками Хмельницкого. «Когда не будет Орды, то мы всегда, по Божьей милости, можем взять верх». 6 мая 1649-го года Адам Кисель писал королю из Киева: «Хмельницкий велел собраться под Полтавой на ханскую службу (na usluge hanska) по 300 человек отборных казаков из каждого полка… Будет этого войска 6000… Из этого видно, что татары от казаков не оторвутся». Надо ли удивляться, что в польских исторических документах той поры казачество часто называется Ордой.


  • Малоизвестный факт. Запорожское казачество пыталось выступить в качестве Орды по отношению к Российскому царствию. Адам Кисель вспоминал о Хмельницком: «Так как Москва не хочет дать казакам надлежащей дани и ещё домогается у короля правосудия, то он (Хмельницкий) просил хана помочь им». Хмельницкий говорил, что пошлет к хану и, без сомнения, Орда придет к казакам. У него имелись и планы похода татарско-казацкой орды на Москву по Муравскому Шляху и Свинной дороге.


И т.д., и т.д., и т.д.

Источников слишком много, поэтому укажу лишь основные. Это исследования AquilaAquilonis (Сергей Петров), П. Кулиш, А. Горин и др.





promo amp_amp june 22, 2016 07:02 52
Buy for 20 tokens
Очередная попытка понять особую форму логики свидомо настроенных украинцев, т.е. укрологики, которая, как известно, с общечеловеческой логикой слабо соотносится. Предыдущие попытки были здесь и здесь. Вопрос – откуда взялось такое количество украинцев в русской Малороссии, если до…

  • 1
"В XIV—XVI веках на северо-востоке современной Украины (Черниговщина, Сумщина, Полтавщина) существовало княжество Мансура, основанное сыном беклярбека Мамая Мансуром-Киятом. Есть версия, что славяно-тюркское население княжества и стало одним из родоначальников украинского казачества. Знаменитый казак Мамай тоже отсюда родом".

Сам Мансур - выдумка из генеалогической легенды Глинских (совершенно нелепой хронологически), а "княжество мансура" - более поздняя выдумка из первой выдумки. Т.е. никакого внимания этотбред не заслуживает.

Что касается украинского казачыества, то оно сложилось в особую социальную группу не ранее середины XVI в. Даже использование термина "казак" в отношении явных славян в ВКЛ начинается позже, нежели в России. Поэтому, кстати, называть "казаками" людей старосты черкасского и каневского Евстафия Дашковича - совершенно неправильно. Ни тогдашние литовские документы, ни они сами себя "казаками" не называли.

То, что Глинские могут быть и не связаны с Мансуром, вовсе не говорит о том, что все княжество выдумка.
А уж в Орде термин "казак" появляется еще раньше.

Это украинское исследование тоже в тему.


ТАТАРСКИЕ КОРНИ УКРАИНЫ

Татары ‒ довольно загадочная этническая группа, о которой сложно найти сведения в украинских учебниках, однако она всегда была и есть Украиной. Кто такие татары Правобережной и Западной Украины, в Национальном музее истории Украины рассказывал старший научный сотрудник музея Алексей Савченко.

‒ Взаимоотношения предков и современных украинцев со степью и востоком и, соответственно, с тюркскими народами обычно является одной из центральных тем нашего исторического нарратива. Хотя тему затрагивают часто, однако акценты делают на военную составляющую соседства со степью. Такая ситуация сложилась еще в XIX столетии. История, как и в другие времена, зависела от политики. В то время было выгодно освещать взаимоотношения со своими ближайшими соседями как негативные. Исследователи пытались противопоставить развитую русскую цивилизацию, земледелие, цивилизации «варварской» украинской, кочевой. Такое отношение закрепилось и в советские времена.

Татары ‒ этнос, который сформировался в результате почти пятисот лет взаимоотношений населения Великого княжества Литовского, Королевства Польского с тюркским населением Восточной Европы (Украины). Так сложилось, что чаще их историю исследовали в Литве, Беларуси и Польше. Сейчас сообщества сохранились только в этих странах в незначительном количестве ‒ 25-30 тысяч, хотя в течение последнего десятилетия численность растет. Литовцы называют их татарами литовскими, белорусы ‒ белорусскими, поляки ‒ польскими. Еще есть татары волынские, подольские, галицкие. Все эти понятия ‒ названия одного и того же сообщества, жившего на территории Великого княжества Литовского, позже ‒ Речи Посполитой.

Татар воспринимали в контексте истории соседних стран, а в истории Украины их почти не рассматривали, с украинцами их не ассоциировали. И это ошибка. Изображение, которое иллюстрирует лекцию, не случайно: в польских медиа отмечают, что на нём ‒ польские татары. После исследования показывают, что на нем татары именно с Украины, а изображение использовали с открытки, подписанной: «Украина. Татары с конных экипажей в национальных костюмах. 30 июня 1917 года».

‒ Формироваться как этнос они начинают в XIV-XV веках. При князе Витовте произошло юридическое оформление служивых татар ‒ выходят первые привилегии, которые гарантируют им служивый статус и возлагают определенные обязанности. К этим привилегиям апеллировали потомки западных татар даже в XIX веке.

Татары достаточно быстро смешались с местным населением. Показательно, что род Глинских происходит от татарского темника Мамая. Его сын Мансур-Кияк осел на территории современной Полтавщины, где построил ряд поселений. Сын уже имел имя Андрей и женился на дочери князя Острожского, а внуки были христианами. Таких примеров было много: теряя власть, ханы пытались пересидеть в Литве. Литовские князья и короли польские щеголяли наличием такого престижного союзника и почетного пленника, который сидел справа от князя литовского и был на всех почетных приемах, как символ успешной степной политики.

К концу XIV века татары уже говорили на местных славянских языках и перенимали местный образ жизни. Часть татар идут на земскую службу и участвуют в политической жизни обществ. Для этого им нужно было крещение. Исследователи писали, что по меньшей мере треть служивой шляхты Киевщины и Брацлавщины имела тюркское происхождение ‒ каждый третий служивый шляхтич был из степи.

С конца XV ‒ начала XVI века происходит определенный перелом в политике татар. Это связано с геополитикой: угроза тевтонских походов и интерес к укреплению западных границ исчезает, но появляется необходимость укрепления южных и юго-восточных рубежей. Осадничество татарское перемещается именно на эти границы ‒ и, как следствие, на территории Украины появляется гораздо больше служивого татарского населения. Часть татар, находившихся на службе, можно сравнить с реестровыми казаками у русских: они имели дворянство, их освобождали от физического труда, но политических прав они не имели, короля не избирали.

Представьте, что в XVI веке вы приезжаете в гости к покровителю религии Константину Острожскому, а вас встречает пропускная татарская башня с татарским гарнизоном. Для того, чтобы добраться до этой башни, надо было проехать через Заречье, где жили татарские стрелки и охраняли въезд в город.

Немало украинских деятелей имели тюркское происхождение. Сюда относится род Козакевичей, откуда происходит известный этнограф, исследовавший украинское Полесье, Мустафа Козакевич. Агатангел Крымский также непосредственно относится к сообществу именно западных татар. Хотя его предок был мулой в Бахчисарае, но эмигрировал на территорию Беларуси.

‒ Татары, которые попадали на польские, литовские и украинские земли, могли исповедовать свою религию ‒ ислам. Они уже говорили на славянских языках, носили местную одежду, однако придерживались определенных обычаев. Татары писали молитвенные книги арабскими буквами, но используя слова украинские или польские. Они жили в национальных кварталах, которые часто называли татарскими. В результате, сейчас на Правобережной и Западной Украине есть немало населенных пунктов, улиц, называемых Татарскими.

В пригороде Староконстантинова (Хмельницкая область) проживают татары в 24 домах (по 3-4 семьи в каждом). К 1636 году это число возросло до 60 домов. Долгое время в городе был магазин, где можно было купить халяльную пищу и выпить татарского кумыса. В XIX веке русский полковник, который проезжал через этот город, вспоминал, что мечети у татар в то время уже не было, но когда он зашел в местную синагогу, на одном из камней увидел арабскую надпись. Ему объяснили, что эту синагогу перестроили из мечети, ведь строительные материалы были достаточно дорогими.

В Луцке также была улица, на которой плотно проживали татары. Даже существовало судебное дело татар Луцка против православного духовенства города из-за незаконной застройки: на этой улице без татарского разрешения построили православную церковь. Под Тернополем была татарская слобода, которая впоследствии вошла в территорию города и превратилась в современную улицу Татарскую.

Яркий пример осадничества ‒ поселение Ковалевка (современная Винницкая область). Есть данные, что даже во второй половине XVIII века там проживали несколько семей татар. Они имели мечеть, своего мулу, отправляли богослужения на арабском, но смысла они не понимали, только заучивали нужные молитвы. Из-за этого случались интересные случаи, о которых писал Михаил Якубович: в Ювкивецком хамаиле в XIX веке упоминается турецкий султан, правивший еще в XVIII веке.

В современном Львове есть улица Татарская, но кроме нее есть улица Краковская, которая также ранее называлась Татарской. Через Татарские ворота можно было войти в город с северной стороны, а недалеко от ворот жили семьи татар.

Не все современные названия и населенные пункты на самом деле имеют непосредственное отношение к татарам: некоторые татарские башни так называли потому, что они выходили в направлении степи, татарские броды получали такое название, потому что были расположены на татарском пути. В Ивано-Франковской области есть город Татаров, до 1930 года он назывался Тартарив.

Западные татары участвовали в нашем этнообразовании и были частью нашей истории. Многие слова имеют восточное происхождение, а некоторые даже стали для нас сакральными, например, «майдан» также заимствовано из языков степных кочевников.

http://www.youtube.com/watch?v=5gbeB8YI_LM

https://www.radiosvoboda.org/a/29346486.html

(с)

>Збигнева Войцика

Вуйцика

интересно, спасибо.

Вы это уже знаете. Я помню ваши комментарии у AquilaAquilonis

кхм...
черобровая и черноглазая мокша?
Они, как им мари, в основном белобрысые, северного типа европеоиды...

Вы с эрзей путаете

Весьма познавательно! Всё думал, откуда это украинская привычка начальству сапоги вылизывать.

Сначала под хазарами, потом под варягами, потом под татарами, потом под литвой и поляками, потом под русскими, потом под немцами, потом под русскими, теперь под американцами.... Такая история.
Менталитет создан той историей, которую они сами себе выдумали. Русские всех побеждали и раздвигали границы, украинцев гнобили столетиями. Тут уж каждый волен сам выбирать, кто он.

Но никуда не деться от того, что в "Задонщине" несколько раз упоминается Орда Залесская по отношению к московско-владимирским землям. А также тот факт, что ордынские ханы кому угодно раздавали земли Юго-Запада, Запада, и даже Новгорода, но вот отчего-то считали московско-владимирские, с прочими тверскими и рязанскими, земли составной частью своего улуса.

То есть некий симбиоз Руси-Орды всё-таки был, и этот симбиоз явно прослеживается в том, что в русском языке большинство финансовых терминов ордынские. А финансы - это всегда есть основа существования Государства.

А значит, что теория о том, что московские цари не просто так перехватили под себя все ордынские царства, но как "наследники" Орды, тоже имеет под собой основания.

В конце-концов, к чему нам, русским стесняться того, что мы наследники Орды? Это наследие никак не умаляет наше славянство, но в тоже время прекрасно объясняет почему русские так умело и гармонично живут вместе с многочисленными народами свой необъятной страны.

Конечно, я в курсе того, что в Российской Империи признание прав мусульман-инородцев шло долго и постепенно, и что крещёный мурза и мурза мусульманин пользовались разными правами, но всё же.....

Насчет Орды Залесской разные есть мнения. Неясно, в каком значении употреблено слово "орда". Орды всякие бывали, даже шведские и немецкие. И неясно какое Залесье. Владимиро-Суздальщина была залесьем лишь из Киева, а сама для себя она находилась перед лесом.





Это из Словаря русского языка XI–XVII веков.

И не считали ханы московско-владимирские, рязанские земли составной частью своего улуса. Был у меня пост о границах Орды со ссылкой. Там по данным исторических документов и археологии определялась граница Орды. Елец, например, был в Орде, а вот Рязань, Владимир, Москва нет. В русских княжествах осталась и русские правители и русское законодательство. Тот же хан, если ему требовался к примеру пропуск для своих людей через русские княжества, вовсе не выписывал пропуск от своего ханского имени, а писал ярлык князю. А тут уже и выписывал подорожную, с которой ехали туристы иностранные через земли русские. Юрисдикция на русских землях была не ханская.
Само собой это кроме тех мест, которые реально попали в Орду. Как Канев, что под Киевом, или Елец. На этих землях хан уже сам писал подорожные.

>>>как "наследники" Орды, тоже имеет под собой основания.

Не имели никаких оснований и отлично это понимали. Именно поэтому сажали на троны казанские-астраханские своих ручных татарских ханов, а не садились сами. И во всех летописных документах всегда звучит что угодно, византийское наследство, варяжское и даже римское, но никогда ордынское.

>>>русским стесняться того, что мы наследники Орды?

Русские не наследники Орды, а ее завоеватели. Стыдится, конечно же, нечего.

"Орда. Родная, злобная, твоя!"(с)

Отличная подборка, спасибо большое!

Я тут тоже маленько порезвился, начал на славантро цикл публикаций под общим названием Псевдология c разбором самыж жырных сетевых дураков:

Выпуск 1. Glenn A Rathn
http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=12967

Выпуск 2. Чеславский
http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=12969

Выпуск 3. Бакинец
http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=12970

Последнюю жыробасину буде продолжать - он и далее кладет яички на своем телеканале. я его помаленьку буду попускать, по несколько роликов за день.

С удовольствием прочитал.
Особое спасибо за раскладку по Маржеретту. Просто я сам безуспешно пытался отыскать сканкопию французского оригинала 1607 года с предуведомоением. Буду иметь в виду американский перевод с того издания.
Хотя, думаю, что скоро и сам оригинал появится в сети. Сейчас все больше исторических документов выкладывают. Подойдет очередь и для Маржерета 1607 года.

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
  • 1