Другие учёные (Рыбаков, Вернадский, Чертков и т.д.) предлагали поискать остров южнее – в Придунавье, Приазовье, Тьмутаракани, на Днепре, в Крыму и на Каспии…
Из "Книги драгоценных сокровищ" Абу-Али Ахмеда Ибн-Омар Ибн-Даста (Ибн Русте), первая половина Х века
Поиски подходящего острова осложняются ещё и тем, что арабское слово «остров» - "аль-джазира", также переводится, как «полуостров» и «междуречье». Есть, где разгуляться. Добавьте сюда, что споры о местонахождении «острова Русов» перемежаются с научными баталиями о Русском каганате, государственном образовании народа русь, хронологически предшествовавшем Киевской Руси, и становится понятным, что в основном всё сводится к поиску Руси изначальной.
И вот вам вариант местоположения «острова Русов» по мнению профессора Гарвардского университета Омельяна Прицака.
Как вы видите, Омельян Прицак ассоциирует «остров Русов» из арабских источников с «внутренней Русью», которая противопоставлена «внешней Руси», описанной Константином Багрянородным.
«Об управлении империей», Константин Багрянородный, Х век
Обратите внимание, что термин «внутренняя Русь» в трактате отсутствует.
Тем не менее, Прицак О.И. считает, что такая область Руси действительно существовала и находилась она в Ростовской земле. Аргументы Омельян Иосифович выдвигает следующие:
- термин «внешняя Русь», употребленный Константином Багрянородным, является гапаксом, т.е. более нигде в византийской литературе не встречающийся. Зато эту «внешнюю Русь» (ar-Rüsiya al-khäriga) можно найти в арабских источниках, являющихся независимыми от византийских;
- Как в византийских, так и в арабских традициях середины Х века "Внешняя Русь" обозначает маршруты русской международной торговли: у византийцев – это путь из варяг в греки (днепровский), а арабов – это путь из варяг в персы (волжский);
- У Константина Багрянородного нет противопоставления Киева «внешней Руси». Даже больше – он нигде не называет Киев «Русью внутренней». Описание «внутренней Руси» у Константина Багрянородного полностью отсутствует, в то время как арабские источники рассказывают от «трёх видах (не племенах) Руси» и о загадочном «острове Русов». Нет никаких оснований отожествлять «внутреннюю Русь» и «остров Русов» со Среднем Поднепровьем;
- В исламских географических работах середины Х века оппозиционные термины «внутренний» (ad-dãkhil) и «внешний» (al-khärig) ассоциируются в основном с двумя бывшими степными державами - булгарами и багиртами (будущими венграми), но подобная система «внутренней» и «внешней» территорий основана на циклическом мышлении всех без исключения кочевых народов. Внешняя территория имела жизненно важное значение для каждого кочевого народа, поскольку именно там устанавливались контакты с оседлыми государствами, их цивилизацией, культурой и, особенно, экономикой. Именно эти области контактов и попадали в центр внимания соседних государств и историков, в отличие от территорий «внутренних», которые, как бы, оставались за кадром;
- Внутренняя территория у кочевников считалась наследием династии, поэтому отдавалась «младшему сыну» правителя. наряду с характерным титулом «князь [династического] сердца» (prince of the [dynastic] heart – Прицак) - по-тюркски Kul Tigin и по-монгольски Odcigin. Именно эта традиция, как и титул «каган» (титул кочевой иерархии), употреблявшийся в отношении русских князей, была заимствована Русским каганатом (предшественником Киевской Руси) у каганата Хазарского, и прослеживается уже в Киевский период развития Руси. Ростов был первым местом княжения Ярослава (Мудрого), младшего сына Владимира Святославовича, до тех пор, пока его не сменил ещё более младший Борис. Владимир Мономах сажает на княжение в Ростове младшего Юрия.
Некоторые детали, описанные в Лаврентьевской летописи (относящейся к ростовской традиции летописания) и не встречающиеся более нигде, наводят на мысль, что у ростовского летописца был доступ к династическим документам, хранившимся в Ростове.
- Территория, ограниченная реками Волгой, Которослью, Сарой, Трубежью и озёрами, совпадает с описанием «острова Русов» (Rüs gazira) в арабских источниках: почти полностью окружён водой, имеет болотистую местность, протяженность около 150 км. на 110 км., т.е. «три дня в любом направлении».
Не являюсь сторонником или противником данной версии расположения «острова Русов», но могу добавить ещё пару аргументов в её пользу:
- документально зафиксировано участие русов в торговле по Волге с обменом своих товаров (рабы-славяне и пушнина) на арабское серебро. Один из районов с кладами арабских дирхамов IX-X веков приходится как раз на окрестности Ростова.
- В некоторых арабских сочинениях Итиль (Волга) прямо названа Русской рекой. Также отмечается, что течёт Итиль из Булгар и Русов. Это же подтверждает и Повесть Временных Лет, рассказывающая о том, что «из Руси можно идти по Волге в Болгары и на Каспий».
Ссылка на статью Прицака О.И.: Where Was Constantine's Inner Rus'? (Harvard Ukrainian Studies). Внимание, формат PDF!
К сожалению, мне не попадаются труды профессора Прицака О.И., переведенные на русский язык. В основном всё по-английски и частично по-украински, а это не очень удобно.
Journal information